Многофункциональный центр (далее – МФЦ) является учреждением, обеспечивающим взаимодействие получателей государственных и муниципальных услуг с соответствующим органами, предоставляющими услуги, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна». Суть данного принципа заключается в следующем:
– посетитель однократно обращается в МФЦ с соответствующим запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги. При этом, заявители, в частности, могут обращаться в МФЦ с комплексным запросом о предоставлении двух или более государственных услуг;
– МФЦ самостоятельно без участия посетителя осуществляет взаимодействие с необходимыми для получения запрошенной услуги государственными органами или органами местного самоуправления, иными организациями в соответствии с нормативными правовыми актами
и соглашением о взаимодействии. Так, МФЦ в целях реализации такого запроса будет действовать в интересах заявителя без доверенности. Заявления будут подписывать работники МФЦ, а документы будут направляться
в органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги,
не позднее одного рабочего дня после получения комплексного запроса;
– посетитель МФЦ получает соответствующий результат в готовом виде или же результат госуслуги направляется ему почтовым отправлением или
в электронной форме. Выбор формы получения остается за посетителем.
Список государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, которые могут предоставляться по комплексному запросу, устанавливает Правительство Российской Федерации.
Рекомендуемый перечень государственных и муниципальных услуг
в многофункциональных центрах утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797. Например, установление
и выплата страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий
по государственному пенсионному обеспечению; предоставление инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства, или их законным представителям компенсации от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования; прием документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты, перечисления страховых взносов; выдача разрешений на проведение земляных работ; иные государственные услуги в сфере социальной защиты населения.
Кроме того, в МФЦ может быть помимо предоставления основных услуг организовано предоставление и дополнительных услуг, сопутствующих предоставлению госуслуг. Например, нотариальные услуги, услуги банка, копировально-множительные услуги, бесплатный доступ к справочным правовым системам и др.
Таким образом, получение нужной госуслуги для получателя (просителя) значительно упрощается, поскольку ему не требуется обходить разные ведомства (органы) и в каждом органе подавать соответствующий запрос с предоставлением практически одинаковых, однотипных документов. Эту работу за него выполняет МФЦ через систему взаимодействия
с соответствующими органами.
Предоставление государственных и муниципальных услуг в МФЦ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010
№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных
и муниципальных услуг».
Детальная регламентация организации работы МФЦ установлена Правилами организации деятельности уполномоченных МФЦ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 22.12.2012 № 1376.
При обращении в МФЦ за государственными и муниципальными услугами право на внеочередное обслуживание имеют ветераны ВОВ
и ветераны боевых действий, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп или их законные представители.
Работники МФЦ несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей в рамках реализации функций многофункциональных центров.